6. Подражание или сближение

Когда пользователи обнаруживают, что линукс — это не клон виндоус, они часто упорствуют в своём мнении, что линукс всегда стремился (или должен был бы стремиться) к подражанию с самого момента его создания, а люди, которые не принимают их мнения и не помогают линуксу становиться более похожим на винду, серьёзно ошибаются.

Они приводят множество аргументов в защиту своего мнения:

Линукс пришёл от командной строки к графическому интерфейсу — очевидная попытка копировать виндовс.

Красивая теория, но ошибочная: первый релиз оконной X-системы был в 1984 году, она являлась потомком оконной W-системы, портированной под Unix в 1983 году. Windows 1.0 вышла в 1985, и до 3 версии, увидевшей свет в 1990 году, не была сколько-нибудь серьезной системой. К тому времени X-window уже годы подряд была на том же X11-уровне, что и сейчас. Проект Linux стартовал только в 1991 и не ставил целью копировать графический интерфейс винды: он всего лишь использовал GUI, существовавший задолго до виндоуса.

Виндоуз 3 расчистил дорогу для виндовоза 95 — огромного прорыва в пользовательских интерфейсах, а в них у Микрософта равных не было и не будет. Там было много новых инновационных фич: Drag & drop, панель задач и т. д. и т. п. Которые все были потом переняты линуксом, конечно.

Конечно… нет. Все вышеперечисленные фичи существовали и до того, как Микрософт воспользовался ими. В частности, NeXTSTeP был намного более передовым (для того времени) графическим интерфейсом пользователя и существенно опередил виндовоз-95 по времени: первая версия вышла в 1989 году, последняя — в 1995.

Ну ладно, ладно, Микрософт не придумывал конкретные фичи, о которых мы теперь думаем как о составляющих духа и самой сути Виндоуза. Но он в действительности создал этот дух и суть, который линукс безуспешно пытается сымитировать столько лет подряд.

Чтоб развенчать и этот миф, нужно привести концепцию эволюции сближения (конвергентной эволюции). Когда две полностью отличные и независимые друг от друга системы со временем становятся очень похожими. Это постоянно происходит в биологии. Например, акулы и дельфины: оба этих вида питаются (обычно) рыбой, их представители имеют схожие размеры. Оба имеют спинные, грудные и хвостовые плавники и схожие, обтекаемые формы тела.

Однако, акулы произошли от рыб, а дельфины эволюционировали от сухопутных четвероногих млекопитающих.

Причина, по которой они имеют очень похожие внешние признаки, проста — оба этих вида эволюционировали так, чтобы быть максимально приспособленными к жизни в океанической среде. Ни на каком этапе прадедушки дельфинов, недавно прибывшие в водную среду, не смотрели на акул и не говорили друг другу: «Ой, посмотрите, какие плавники. Реально хорошие плавники. Я себе отращу что-нибудь подобное…»

В этом всём легко убедиться, если посмотреть на ранние линуксовые десктопы: на FVWM, TWM и другие простейшие GUI. А потом посмотреть на современные десктопы — Gnome, KDE с их панелями задач, менюшками и рюшечками. И да, нужно признать, что они намного более приблизились к виндовозу, чем раньше.

Но в таком случае, то же утверждение верно и для винды: насколько я помню, у виндоуз 3.0 не было панели задач. А меню «Пуск»? Какое такое меню «Пуск»?

У линукса не было десктопа, похожего на современный виндоус. У Микрософта тоже не было. Теперь у обоих — да, есть. И что это нам говорит?

Это говорит о том, что разработчики из обоих лагерей искали пути улучшения графического интерфейса пользователя, и вследствие ограниченного числа решений этой проблемы, они часто использовали похожие методы. Сходство ни в коей мере не доказывает и не подразумевает подражания. Помни это — избежишь проблемы 6 и участия в её холиворах.